Как заставить себя работать? "...Слова
на волю не действуют, вот в чем трагедия. Кто-то даже написал, что
борьба слов с волей — это борьба глиняного горшка с чугунным... Есть
сотни способов закалять свою волю: обливаться холодной водой, спать на
гвоздях, отказывать себе в том, что любишь,— словом, истязать себя
всевозможно. Про эти способы я ничего не могу сказать, так как никогда не пробовал их на себе. Речь
пойдет об одном — о работе. В конце концов, слабая воля, если она не
ведет к тяжелым проступкам, не такой уж страшный грех, от которого
каждому человеку во что бы то ни стало надо избавиться. Лишь на одно не
должно распространяться наше слабоволие: на работу. Работать нужно, и
нужно уметь заставить себя работать, иначе и сам пропадешь, и все,
окружающие тебя, все, кому ты дорог и кто дорог тебе,— пострадают.
Однажды авиационного конструктора Л. Н. Туполева спросили: — Трудно ли втянуться в работу после перерыва, трудно ли сосредоточиться на работе? Туполев ответил: —
Вопрос следовало бы поставить наоборот. Труднее отказаться от думанья,
чем перейти к нему. И, находясь в театре, я во время антракта могу
начать думать о тех вопросах, которые меня занимают. Это может быть и в
гостях.
Ничего неожиданного в ответе нет. Мы привыкли
читать о громадной работоспособности великих людей — тех, кто страстно
увлечен своим делом. Но что же выходит: конструктору совсем не
приходилось прикладывать усилий воли? Воля ему вроде бы и не нужна, раз
ее полностью заменяет увлечение? Однако это предположение нелепо. Про Туполева известно, что это был человек огромной воли. В
чем же секрет? Почему одним людям надо заставлять себя работать, а
другим — заставлять себя не работать хотя бы в театре или в гостях?
Попробуем понять это с помощью простой схемы. Есть
человек и есть его дело. Поскольку наше дело — учебное, обозначим его
изображением письменного стола, того самого стола, к которому мы никак
не можем присесть. Воля человека (в нашем случае) — сила, направленная на дело. Простую эту ситуацию можно изобразить так: (на рисунке – человек и письменный стол, стрелка от человека к письменному столу)
Но
что получается, когда мы никак не можем сесть за работу или бросаем её,
не доведя до конца? Мы ругаем себя, заставляем себя... Сила направлена
не на дело, а на себя, вот так: (на рисунке изображен человек,
письменный стол, стрелка от человека напрвляется вроде к столу, но
поворачивает обратно и упирается в человека)
дело, как видим, в стороне! Мы неправильно направляем нашу силу!
У
конструктора была огромная воля, но направлена она была не на то, чтобы
заставлять себя, не на себя, а на дело. Он весь был устремлен к
достижению лучших результатов в работе. Воля для него была не шатким
мостиком от безделья к делу, а крепкой дорогой «внутри» самого дела, к
вершине мастерства и успеха. Значит, всякий раз, когда не хочется
приниматься за работу, надо заставить себя думать — сначала просто
думать! — не о том, что не хочется приниматься за работу, а о самой
работе. Направлять ту слабую волю, которая все-таки есть у каждого
живого человека, не на себя, а на дело! Между прочим, в этом
случае нас меньше начинает волновать успех, мы меньше думаем о том,
получится работа или не получится, и поэтому она получается вернее! Чем меньше у человека сил, тем точнее должны быть они направлены. Вместо
общего вопроса о развитии воли перед нами более понятная задача: как
научиться направлять свою волю к цели — то есть к занятиям, к работе? Чтобы
подойти к решению этой задачи, разберем историю из книги доктора
военно-морских наук Ю. С. Солнышкова, посвященной проблеме выбора
вооружения. Как-то перед учеными одной страны была поставлена задача: улучшить силы и средства обороны против вражеских подводных лодок. Ученые
начали обсуждать эту проблему и вдруг задали нелепый на первый взгляд
вопрос: «А для чего, собственно, надо топить вражеские подводные
лодки?» Им ответили: «Потому что они мешают перевозке военных
грузов. Если бы они не топили транспорты, то пусть бы себе и плавали по
морям...» Тогда ученые сказали: «Значит, цель — в перевозке
военных грузов? Вот и давайте работать над этой проблемой. Может быть,
надо сделать короче плечо перевозки, может, другие какие-то меры
принять, и в частности меры борьбы с подлодками... Но будем держать
перед глазами главную цель — перевозку грузов!» Истории подобного
рода производят сильное впечатление, потому что они имеют эвристическое
значение: они наводят на мысль, помогают открытию. «Эврика!» — «Нашел!»
Ведь и в жизни мы иногда проигрываем оттого, что не совсем ясно представляем себе, чего же именно мы хотим."